Несмотря на кризис, богатейшие кланы России не только не обеднели, но и продолжают богатеть. По данным рейтинга Forbes самых богатых семей России в 2016 году, совместная сумма нажитого непосильным трудом выросла с 18 млрд до 25 млрд долларов.
Начинается рейтинг самых богатейших кланов Российской Федерации со скромных миллионщиков – семьи Муцоевых, состоящих из двух братьев и их сыновей. А ведь когда-то Зелимхан с Амирханом начали с шитья пуховиков. Сейчас их семейная группа «Регионы» входит в десятку королей российской недвижимости.
Начали Магомедовы, как и практически все в этом списке, с торговли нефтью и банковского бизнеса. В 2002 году Магомед ушел в политику, став сенатором, а Зияудин продолжил заниматься бизнесом. На настоящий момент ему принадлежит нефтегазовая компания ЯТЭК.
Семья Рахимкуловых тесно связана с Венгрией с 1994 года, когда компания «Интерпроком», возглавляемая главой семьи Мегдетом, получила 10% в капитале местного газового трейдера. В результате до своего возвращения в Россию в 2008 году Мегдет был самым богатым жителем Венгрии. А его сыновья предпочли остаться там. Состояние семьи складывается из акций венгерского банка и нефтяной компании, а также российских «Газпрома» и ВТБ.
Два года назад семейная компания продала свою нефтяную компанию, но у двух ее членов – Мусы и его племянника Дени – еще осталась доля в 40% в «Русской платине». Старший брат, Мавлит, отошел от дел.
Основа состояния Саркисовых – доля в страховой компании «РЕСО-Гарантия». Приятное дополнение составляет обилие элитной заграничной недвижимости, которая расположена по обе стороны Атлантического океана.
Самые богатые люди Татарстана, братья Радик и Айрат начали сколачивать состояние, когда их отец еще был первым президентом республики. Сейчас им совокупно принадлежит 19.5% нефтегазовой группы ТАИФ. С ростом цен на нефть выросло и состояние братьев (на 300 млн долларов в нынешнем году).
Николай Шамалов удостоен звания «личный друг Путина», а его сын Кирилл – путинский зять. Николаю принадлежит 10% акций банка «Россия», а Кирилл владеет чуть больше одной пятой акций «Сибура».
Состояние Ананьевых стоит на двух китах – банках Промсвязьбанк и Возрождение. Также сюда входит «Техносерв», «Группа ПСН» и две больших московских типографии.
Мы говорим «Ротенберги» — подразумеваем «подряды Газпрома». Созданная братьями Аркадием и Борисом компания «Стройгазмонтаж» стала самым большим подрядчиком нефтегазовой отрасли в РФ. В этом году Аркадию удалось ухватить несколько лакомых кусочков, вроде прокладывания трубопровода «Сила Сибири» (198 млрд рублей) и возведения Керченского моста (338 млрд рублей). Немного осложняет жизнь титанам нефтяного бизнеса только санкционная политика США, но члены семьи нашли выход — они переливают части капитала от одного к другому, пока санкционный молот не обрушится на следующего в цепочке. Так Аркадий продал свои доли в компаниях сыну Игорю, а племяннику перешли общие активы семьи в Финляндии. Но США не дремлет, так что теперь, видимо, как Игорю Аркадьевичу, так и Роману Борисовичу пора срочно обзаводиться потомством.
За прошедший год состояние обширной семьи Гуцериевых выросло в 2.5 раза и вплотную подошло к планке в 10 млрд долларов. Хотя семья-то большая, но долю в бизнесе имеют только три человека – глава семьи и основатель БИН Михаил, его младший брат и племянник. Большей долей семейного состояния владеет Михаил – у него 70% акций в нефтяных компаниях и чуть более 50% в финансах и недвижимом имуществе. Старший брат Михаила, некогда занимавший пост главы МВД Ингушетии, а также сын Михаила в бизнесе не участвует; Михаил считает, что сын должен сначала доказать, что достоин. Главную роль в обогащении семьи сыграла группа БИН (нефтяные компании, два банка, фингруппа из пенсионных фондов, гостиницы, радиостанции и прочее). За прошлый год сумма сделок БИН составила 1.5 млрд долларов.