С тех пор как фотокамеры стали цифровыми, ни одно семейство не ограничится съемками на фоне Пушкина. А уж для людей продвинутых Инстаграм — почти что второй паспорт. Правильной фотокарточкой в современном мире можно ненавязчиво продемонстрировать и себя, и модную одежку, и увлечения, и завидный образ жизни… Однако все меньше москвичей готовы бронировать для съемок платные студии — кризис все-таки. Где в Москве можно сделать самые стильные и эффектные фотографии — разбирался корреспондент «МК».
Бывалые фотографы советуют неопытным коллегам: если хотите набить руку и поснимать в свое удовольствие, не глядя на часы, начинайте работать на пленэре, а не в студии. Во-первых, природа сама обеспечит вас хорошим освещением. Во-вторых, город сам по себе — это уже отличная декорация, на которой можно поставить любой фотоспектакль, угодный человеку.
Как рассказали «МК» профессиональные фотографы со стажем, большинство пожеланий москвичей не так уж оригинально: люди хотят фотографироваться на фоне вечернего потока автомобилей, на мосту, среди небоскребов «Москва-Сити» (для продвинутых), на фоне витых решеток оград (для нежных девушек) или вовсе в парковых зонах, оставив городской пейзаж на следующий раз. Однако те, кому недостаточно необычной формы древесных корней или цветущей сирени, ищут московские закоулки на свой вкус — и находят их.
Среди тех, кто желает обзавестись красивыми фотографиями, не так уж много людей желают быть запечатленными на фоне определенного здания или на перекрестке, сыгравшем, может быть, судьбоносную роль в жизни, — по словам фотографов, чаще локация все же подбирается в зависимости от цветовой гаммы и настроения съемки.
— Места выбираю по цветам часто, чтобы фон был кремового, бежевого цвета: мне нравится такая гамма. Старинная архитектура всегда привлекает. И все зависит от того, какой образ задуман на фото, — например, с популярным сегодня стилем ретро хорошо гармонирует тротуарная плитка. Однако часто мы импровизируем, находим интересные места случайно, иногда я что-то вижу во время прогулок с друзьями… Главное, что мешает на улице, — это суета, люди, которые влезают вечно в кадр, заставленные некрасивыми машинами красивые улицы, — рассказала корреспонденту «МК» фотограф Екатерина Мариненко, чей опыт в городской съемке превышает шесть лет.
Среди самых популярных и благодатных для съемки, но суетных мест она назвала ГУМ — не зря уже не одному поколению москвичек бередят душу архивные фотографии визита моделей Дома «Диор» в 1959 году, и девушки мечтают хоть ненадолго почувствовать себя французскими манекенщицами…
Чтобы проверить, действительно ли очевидная невероятная задачка — захватить в кадр модель и интерьеры, но оставить за кадром посторонних — выполнима, мы отправились в ГУМ вечером в выходной день, когда количество людей на квадратный метр превышает допустимые нормы. Худо-бедно просторное место обнаруживается только на третьем этаже — там, куда покупатели не всегда добираются.
— Это даже удобно, поскольку сверху можно захватить в кадр все красивое оформление. А людей можно убрать, поскольку портретный объектив не позволяет взять в кадр целое здание, да и меня больше привлекает размытый фон, в котором только угадывается место, — пояснила Екатерина Мариненко.
Тех москвичей, которые твердо стоят на ногах в реалиях века нынешнего и не собираются ностальгировать по веку минувшему, больше привлекают в качестве фона для съемки современные лофт-кварталы — впрочем, вряд ли кто-то задумывается об их нестильной фабричной истории… Даниловская мануфактура, бывшая территория фабрики «Красный Октябрь» или арт-пространство на Новодмитровской улице, встречающие всех желающих красной кирпичной кладкой, отлично подходят для фотографий, повествующих о жизни современной молодежи. Мешковатая куртка, очки в роговой оправе и стаканчик кофе в руке, оформленной фантазийным маникюром, — это те, чьи офисы нынче располагаются в лофт-пространствах и кто в онлайн-реальности порою чувствует себя увереннее, чем в обычном мире.
— Получается красиво, если хочешь сфокусироваться на человеке, а не на фоне, — поделилась в беседе с корреспондентом «МК» фотограф Дарья Рыжова. — Но вообще обычно люди понятия не имеют, где они хотят фотографироваться, им важнее образ. Они показывают фото, которые бы хотели, а я уже говорю, где это лучше делать, какая одежда понадобится и смогу ли я вообще осуществить их желание. Вообще очень важно, чтобы визуально все друг с другом сочеталось. Именно поэтому мне тяжело снимать в городе — очень много уродливых предметов, которые портят всю картину. К примеру, есть красивая улица, но стоят жуткие мусорки, лавочки, фонари некрасивые, а еще дорожные знаки, которые выбиваются по цвету.
Отдельной колонной выступают те москвичи, кому обычные фотографии на фоне городских пейзажей кажутся скучноватыми: «Я же не турист!» — а раскошелиться на фантазийную съемку в студии возможности нет, кризис все-таки… Для таких неугомонных фотографы ищут необычные повороты — те, в которых всегда есть место подвигу, шалости и адреналину.
— Однажды я снимала пару, которая захотела романтические кадры на крыше с видом на шпиль высотки МГУ. Пролезть туда удалось благодаря везению: окно на крышу вело из квартиры их знакомого. Мне было страшновато, а ребятам, кажется, совсем нет, — поделилась впечатлениями Дарья Рыжова.
Сталинские высотки подходят как фон не только к абстрактным городским съемкам, но и к тематическим сюжетам — например, для воспроизведения настроения легендарных стиляг. Шпили МГУ, гостиницы «Украина» и МИДа (последний, впрочем, сейчас ремонтируют) вкупе с пейзажами московского центра создают отличные декорации для тех, кто мечтает сфотографироваться в пышном платье и на старомодных каблучках… Как отметила в беседе с корреспондентом «МК» Екатерина Мариненко, окрестности МГУ, откуда можно захватить в кадр и шпиль высотки, и близлежащий парк, часто используют как декорации для съемок о жизни современных студентов — и как символ того, что образование существует как будто вне времени.
Тем не менее запрещать снимать возле МГУ — а также на огромной территории кампуса РУДН или у здания РГГУ (со львом и единорогом на фасаде) на Никольской улице — никто не собирается. Вот в более сложных случаях — когда запрет есть — тут, по словам Дарьи Рыжовой, почти всегда можно найти законный обходной путь и все-таки добиться своего: ведь для хороших кадров важна не конкретная локация, а скорее общий стиль места. Например, если очень хочется сфотографироваться на перроне или на подножке уходящего поезда, а охрана любого столичного вокзала лютует и требует согласовать съемку, — садитесь в электричку и отъезжайте на пару станций дальше, даже не обязательно за МКАД. На небольших платформах вряд ли кого-то заинтересует ваша фотосессия — а «паровоз» будет точно таким же…
— Девушку, которая очень хотела воплотить образ привидения, я снимала в заброшенной усадьбе Покровское-Стрешнево. Сейчас туда уже не попасть: закрыто, охрана с собаками, и почти все сгорело, а раньше были идеальные интерьеры заброшенного дома. Теперь такое приходится искать в Подмосковье… — продолжает рассказ Рыжова.
Среди популярных запросов пока держится игра на контрастах: снимки нежных девушек в летящих платьях на фоне руин. Однако, как возражает фотограф Александра Коваль, подобные тренды уже выходят из моды.
— Я не могу сказать, что каблуки на фоне развалин все еще актуальны. В таких пейзажах хочется снимать в стиле постапокалипсиса, ужасов, может быть, милитари. Отлично подходит, кстати, приговоренная к сносу заброшенная Ховринская больница, — пояснила она.
Для экстрима приходится искать места, где можно и хороший кадр поймать, и самому не быть пойманным охраной. Москвичка Евгения Александрова, которая уже не первый год увлекается тематическими фото, в беседе с корреспондентом «МК» призналась: иногда приходится убегать.
— У нас был казус в усадьбе во Владыкине: когда приближался охранник, мы с фотографом делали вид, что просто гуляем. Но иногда нужно быть готовой бегать, ну, или очень талантливо договариваться с охраной… Еще подлость может ждать даже в парках: когда все цветет, сейчас там придумали огораживать деревья красной ленточкой такой, как на местах преступления. И не сделаешь фото так просто, — поделилась девушка опытом.
Фотографии, которые должны кричать: «Я москвич!», делают где угодно, только не на Красной площади и не в Александровском саду, — здесь во мнении сходятся и фотолюбители, и профессионалы. Да и непосвященным известно: настоящая красота старой Москвы прячется в китайгородских переулках, бывшей Поварской слободе и на плотно застроенных улицах Замоскворечья, так что нужно лишь поймать ее в кадр. И те, кто мечтает о тематической, типично московской фотосъемке, иногда становятся настоящими краеведами.
— Одно из самых любимых фотографами мест — Крутицкое подворье, там снимают просто ради красивых пейзажей, но я бы предпочла тематическую съемку в духе московской старины: яркие платки, красный цвет, косы до пояса и все такое… А то, что называется абстрактным ретро, то есть образы в стиле разных десятилетий двадцатого века, отлично получаются на фоне переулков Китай-города или на Таганке. Там, где Библиотека иностранной литературы, «Историчка», кинотеатр «Иллюзион», сам театр на Таганке… — ну и высотка, разумеется. Практически квинтэссенция Москвы, — продолжает делиться опытом и предпочтениями Александра Коваль.
Фанаты московской старины мечтают также о территориях Даниловского и Донского монастырей, но там фотосессии устраивать не комильфо: святое место все-таки… Зато тем, кто мечтает воспроизвести атмосферу уютной купеческой Москвы рубежа минувших столетий, далеко ехать не придется: прекрасной и абсолютно доступной фотозоной станет Школьная улица, расположенная недалеко от станции метро «Римская». Там сохранились многие двух- и трехэтажные здания застройки XIX века, а кое-где — даже деревянные ворота, которые когда-то пропускали ямщиков и их лошадей… Еще в советское время возникала идея превратить Школьную в еще одну пешеходную улицу по примеру Арбата и организовать на ней развлечения в духе русской старины — но тот проект так и не был реализован, хотя пешеходный участок остался. Зато фотографам ничего не мешает: случайные пешеходы редко туда заходят, поэтому сделать несколько кадров в духе маленького уездного городка можно без проблем. Разве что самовар с собой взять вряд ли получится — хотя его неплохо заменит аутентичная вывеска «Трактиръ».
Воспроизвести картины советского быта — те, которые любимы нами по фильму «Покровские ворота», — лучше всего в небольших двориках Замоскворечья. Да и тот же ГУМ можно выставить совсем не в гламурном ключе — было бы желание. Мало кто помнит, что в середине прошлого века в главном столичном универмаге на верхних этажах располагались коммунальные квартиры — так что фанатам советского быта никто не мешает озадачиться и снять на одном из балкончиков сцены из жизни середины столетия. Правда, нет гарантии, что такая театральная постановка не заинтересует охранников, — но ведь кто не рискует, тот не получает стильных фото!