Муниципальный депутат, директор досугового центра «Орбита» района Замоскворечье Алексей Елистратов — коллекционер. Он собирает самовары, которые покупает на столичных блошиных рынках, а потом реставрирует. «ВМ» напросилась в гости к народному умельцу.
Начищенные до блеска самовары разных форм и размеров аккуратно расставлены на полках в квартире коллекционера. Здесь и ≪рюмочки≫, и ≪шары≫, и ≪вазы≫. Одни чуть изящнее и выше, другие проще и миниатюрнее. Но каждый из них сияет как новый, а ведь многие модели относятся к дореволюционному периоду.
Коллекционировать самовары Алексей Елистратов начал 10 лет назад. Причем свое первое приобретение он сделал случайно.
— В районе проводили Масленицу, — вспоминает депутат. — Обычно мы накрывали стол с блинами и чаем, который разливали по термосам и чайникам. Как-то не эстетично, согласитесь. И я решил — эта Масленица, на которую мы тогда пригласили много гостей, будет особенной.
Алексей отправился на блошиный рынок, где купил недорогой самовар с небольшими вмятинами по принципу — чем больше, тем лучше. Уже через несколько часов его было не узнать: идеально гладкие бока ярко сверкали на электрическом свету. Правда, одного самовара на всех не хватило, поэтому к следующей Масленице депутату опять пришлось ехать на блошиный рынок. На этот раз он отнесся к выбору гораздо серьезнее и вернулся домой с самоваром нестандартной формы еще дореволюционного периода. Единственный минус — тот был сильно деформирован. Но Алексея Елистратова это не смутило.
— Я всегда любил делать что-то своими руками — рамки для фотографий, книжные полки, — рассказывает мужчина. — С самоварами, конечно, дело обстоит сложнее, но я справляюсь.
Труднее всего реставрировать фигурные самовары: при помощи обычного молотка и деревянных формочек приходится по несколько часов в день выпрямлять вмятины, а потом полировать поверхность при помощи войлочной тряпочки.
Сейчас на рынке можно приобрести большое количество специальных инструментов, но многие из них стоят дороже самого предмета, который реставрируешь, признается Алексей. Это невыгодно. Обычно он покупает самовары по 3–7 тысяч рублей, которые, как правило, были изготовлены на фабриках Баташевых или Воронцовых. После реставрации их стоимость увеличивается.
Так, сейчас цена самого дешевого предмета в коллекции мужчины, которая насчитывает более 50 самоваров, достигает 25 тысяч рублей. Вообще же стоимость самоваров дореволюционных времен, которые делали кустарно, может доходить до полумиллиона. Но узнать, к какому периоду относится предмет, не так-то просто.
— В царской России самовары либо датировали, либо клеймили. Но потом перестали это делать из-за их массового производства,— поясняет Алексей. — Однако настоящие профессионалы могут определить возраст предмета с интервалом от одного года до пяти лет исключительно по его внешнему виду. Я пока таких высот не достиг, но, надеюсь, со временем тоже смогу угадывать примерный год их производства.
Коллекционировать самовары для Алексея Елистратова не просто хобби.
— Мне хочется, чтобы дети и внуки мною гордились, — улыбается депутат. — Чтобы они могли посмотреть на самовары и сказать: а вот это осталось от папы.