Сегодня — День металлурга. На территории нашей страны люди начали обрабатывать металлы около 3 тысяч лет назад. Сейчас эта промышленность одна из ведущих в российской экономике. Кто в прямом и переносном смысле золотит нашу страну?
Подержать в руках сумму в полмиллиона долларов в слитке — редкая возможность. Это золото банковской чистоты высшей пробы — четыре девятки. Коллеги из республики Бенин приехали перенимать опыт уральских металлургов.
Производство золота хоть и отдаленно, но напоминает приготовление бульона, когда ложкой снимают пенку, только здесь чопиком придерживают накипь, чтобы она не попала в слиток. Золото разливается по изложницам меньше чем за минуту, далее, так сказать, «водные процедуры».
В год на «Уралэлектромеди» производят не меньше 10 тонн золота, а Лондонская биржа металлов подтверждает — золото это высочайшего качества, хоть и производится фактически из шлама. «Сырьем для производства золота является электролитный шлам, отход, образующийся в результате электролиза меди», — поясняет Роман Воинков, заместитель начальника химико-металлургического цеха УГМК.
Сырье для золота оседает на дне ванн, где выращивают медные катоды, из которых уже делают различные детали, проволоку и многое другое. Рафис Хакимов вместе с коллегами пристально следит за процессом. «Когда красная лампочка здесь горит, это значит, что там короткое замыкание. Надо устранять его вот этим инструментом», — показывает Рафис Хакимов, электролизник водных растворов цеха электролиза меди.
Он орудует этой шпагой уже 35 лет. Рафис Фагимович — представитель династии, трудовой стаж которой, в это сложно поверить — больше 1000 лет. Это четыре поколения — 60 человек, представители всех цеховых профессий. «Дальний-предальний родственник, который работал еще до войны, во время войны, и уже потом династия разошлась по разным цехам, но основная часть родственников работает в цехе электролиза», — вспоминает Резеда Харрасова, машинист крана медеплавильного цеха. Резеда Харрасова — крановщица в медеплавильном цехе. На работу — как на праздник: День металлурга встретит здесь же, на высоте мостового крана.
В Верх-Невинске — двойной праздник. Старейшему предприятию Урала — 255 лет. Юбилейную плавку свинца поручили ветеранам производства. «Я чувствую такое здоровое волнение, потому что на таких печах я ещё не работал как бы. Прекрасные условия труда, чисто», — признается Сергей Мягков, ветеран Верх-Нейвинского завода.
В год здесь выпускают 14 тысяч тонн марочного свинца. Причем, почти без вреда для экологии — благодаря многоступенчатой пылегазоочистке. Как доказательство — растущие на заводе голубые ели, пожалуй, самые капризные из хвойных. «Весь газ, который образуется при загрузке шихты, при плавлении шихты, при розливе продуктов — всё улавливается полностью», — уверяет Матвей Лобацевич, заместитель главного инженера по производству Верх-Нейвинского завода.
Завод в Верх-Нейвинске построили еще Демидовы. Предприятие с тех пор технически перевооружилось до неузнаваемости, но и истории здесь придают особое значение. Во время реконструкции плотины XVIII века часть сооружения оставили в первозданном виде, так как эта кладка сделана без раствора — по принципу египетских пирамид.